Специфика
деятельности тренера в области спорта проявляется в отношении всех
компонентов ее психологической структуры. Более всего специфичен блок
"условия деятельности" (в таком компоненте ее психологической структуры,
как "средства деятельности"). Именно поэтому в названии работы
обозначено, что изучается не просто специфика деятельности, а ее
психологическая специфика.
Изучая
психологическую специфику деятельности тренеров в области спорта,
необходимо отразить особенности педагогической деятельности (в отличие
от видов деятельности, не связанных с обучением и воспитанием) и
особенности тренерской деятельности (в отличие от другой педагогический
деятельности, в частности - учителя физической культуры).
Самая
важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в
ее педагогическом характере . Тренер - педагог, поскольку "спортивная
деятельность есть частный случай учебной деятельности". Следовательно, в
его задачи входит также обучение и воспитание подрастающего поколения.
Наряду с этой главной особенностью можно выделить ряд других, которые,
характеризуя педагогическую деятельность вообще, характеризуют и
деятельность тренера в области спорта.
Особенности педагогической деятельности.
1.
Педагогическая деятельность отличается высоким уровнем нормативности,
социальной ответственности и морального долга. Ее результаты должны
отвечать государственным образовательным стандартам, процесс
осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия,
состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно
требует высокой личной ответственности педагога.
2. Педагогическая деятельность весьма разнообразна по объекту, предмету, форме и способам выполнения. В частности:
а)
объектами педагогического воздействия являются: учащийся, учебная
группа, общественные активы учащихся, их родители, взаимодействующие
коллеги, государственные учреждения, общественные и другие организации,
участвующие в жизни, обучении, воспитании, досуге учащихся, неформальные
лица, группы, объединения, а также сам педагог как субъект и объект
своей деятельности и жизни;
б)
предметами педагогического воздействия являются знания и умения учащихся
в рамках определенной учебной дисциплины, нравственные,
интеллектуальные, их физические и личностные качества;
в)
формами воздействия являются нормативно установленные, плановые, учебные
занятия и мероприятия и ситуативные, вынужденные или инициативные
занятия, мероприятия и коммуникации, необходимость в которых диктуется
текущим моментом, а объем и важность бывают весьма существенными и
требующими значительных затрат времени, душевных и физических сил;
г)
способами воздействия, с одной стороны, являются общепринятые
методические приемы, техники, технологии, сами по себе составляющие
довольно большой "обязательный" профессиональный арсенал, и
нестандартные, импровизационные и творческие решения, необходимость в
которых возникает постоянно.
3.
Педагогическая деятельность - это "своеобразная метадеятельность" по
управлению другой деятельностью . Метадеятельность организуется не
только и не столько на основе собственной системообразующей функции,
сколько на основе обратной информации от текущей реализации
педагогических функций. В педагогике эта специфика теоретически нашла
отражение, в частности, в принципе доступности обучения.
4.
Педагогическая деятельность специфична своей экстраполированностью на
будущее и расхождением целей субъекта и объекта деятельности в
настоящем: учитель знает, что нужно учащемуся, а учащийся еще этого не
знает.
5.
Объектом деятельности педагога является человек в его постоянном
развитии. Продукты его деятельности "материализуются в психическом"
облике его учеников - в их знаниях и умениях и даже в особенностях их
личности .
6. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер. Ее невозможно подвести под определенный алгоритм .
Таковы
основные специфические особенности педагогической деятельности,
cущественно отличающие ее от других видов профессиональной деятельности.
Особенности тренерской деятельности.
1.
Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит в том,
что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена.
Исследователи отмечают, что в силу специфики спортивной деятельности
эта ее особенность предъявляет высокие требования как к
профессионализму, так и к личности тренера.
2.
Деятельность тренера характеризуется высокой степенью ответственности за
физическое и психологическое благополучие его подопечных. Так, А.Я.
Корх отмечает: "... в процессе подготовки спортсменов тренер несет
моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их
воспитание, здоровье и качество спортивных результатов". Это
обстоятельство является следствием того, что общение тренера со
спортсменами часто становится "ненормируемым", то есть почти постоянным,
например на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных
соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен исполнять роль
воспитателя и различные другие роли, исполнения которых ожидают от него
его подопечные. Так, по мнению Г.И. Савенкова (1979), тренер на разных
этапах развития спортсмена выступает в разных ролях: на ранних этапах - в
роли опекуна (замещает родителей); на более поздних - в роли
наставника; на этапе спорта высших достижений - в роли руководителя.
3.
Относительная неустойчивость системы "тренер-спортсмен". Тренеру важно
внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников
симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к
другому тренеру. Отношение спортсменов к тренеру связано с ростом их
результатов. В целом успешность воспитания и развития спортсменов
зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками.
4.
Повышенная стрессогенность деятельности тренера, что приводит к
значительным нервным перегрузкам и что, в свою очередь, может негативно
сказываться на успешности его деятельности. Сюда можно отнести следующие
факторы:
а)
деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо
на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях,
при минимальном комфорте и отрыве от семьи;
б)
тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые
причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного
процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с
коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями
других команд, с журналистами;
в)
успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от
них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности
руководителей и даже от материальной базы;
г)
деятельность тренера характеризуется высокой степенью "профессионального
риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности"
многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного
отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами
спортсменов;
д)
престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика
только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает,
когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера
обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и
профессионального положения.
е)
деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального
напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое
зависит. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как
и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их;
ж)
тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при
показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет
двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического
состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не
подготовлен.
В
принципе почти все перечисленные элементы (за редким исключением)
составляют специфику почти любой разновидности педагогической
деятельности, хотя их выраженность гораздо сильнее, чем, например, у
учителя физической культуры.
Однако
деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью учителя
физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют
ее профессиональную специфику. Так, В.Н. Прохоров отмечает, что
деятельность тренера при сравнении ее с любой педагогической
деятельностью представляется весьма своеобразной. Всякая педагогическая
деятельность многообразна и сложна, однако деятельность тренера имеет
особенности, которые еще больше ее усложняют. К этим особенностям
следует отнести следующие:
1. У тренера сильнее, чем у учителя физической культуры, выражена его спортивная специализация.
2.
Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так
как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и
оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.
3. Как
отмечает А.Д. Ганюшкин, у тренера - неограниченный объем
учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит
нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в
воскресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее
время. В.Н. Прохоров также отмечает, что в среднем тренеры работают
гораздо больше, чем это предусмотрено.
4.
Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть
хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его
к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер
находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь
их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и
ученик не ушел из школы.
5.
Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста
спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор
учеников.
6.
Постоянная объективизация спортивных результатов в определенной степени
не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен
как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно
вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших
этапов подготовки.
7.
Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены
максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях,
так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и
физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на
существование установки, направленной на постоянное повышение
результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье. То есть при
стремлении к максимальным достижениям сохранить здоровье спортсмена
(Ш.А. Амонашвили называл это противоречие "основой трагедии
воспитания").
8.
Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в
определенной спортивной форме. Для этого есть три причины: во-первых,
спортивный вид тренера является стимулом для привлечения детей в секцию;
во-вторых, в некоторых видах спорта тренеру иногда самому приходится
выполнять значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав
педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной
элемент при его разучивании, демонстрационные умения, названные А.Е.
Певзнером "двигательными".
9. В процессе деятельности тренеров есть основания для развития внутренних конфликтов:
а)
между очень конкретными и жесткими требованиями к личности и
деятельности тренера со стороны руководителей, общественности и
реальными возможностями, которые часто не учитываются (требуется
результат любой ценой), что не может не невротизировать и в конечном
счете снижает уровень успешности педагогической деятельности;
б)
между иногда возникающей необходимостью отчислять из группы детей,
которые не выполнили установленных нормативов (прямо - отказать
спортсмену в занятиях и косвенно - не уделять ему внимания, не включать в
состав команды на соревнования, "держать" в запасных), и пониманием
того, что именно этим детям более необходимо физическое развитие и
полезнее всего занятия в секции;
в)
между требованиями высоких спортивных результатов со стороны
руководителей и ожиданиями занимающихся (особенно их родителей)
положительных сдвигов в их воспитании, образовании, а также в
оздоровлении.
Таким
образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами как
сближающими ее с другими педагогическими специальностями (ее
педагогический характер и высокие нагрузки), так и специфическими,
которые существенно отличают ее от прочих. Первая группа характеристик
деятельности тренера составляет общее, а вторая - особенное в
профессиональной деятельности тренера.
Выделенные
здесь специфические особенности профессиональной деятельности тренеров в
области спорта необходимо учитывать и можно использовать в
исследованиях, посвященных ее психологическим проблемам. |