Понедельник, 25.09.2017, 12:32
МБОУДОД "СДЮСШОР
по спортивной акробатике" г. Брянск

Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Психология для тренера [2]
Психология для родителей [0]
Психология для детей [0]
Спортивная акробатика [0]
Прыжки на акробатической дорожке [0]
Соц. закладки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Комитет по физической культуре и спорту г. Брянска
  • Управление физической культуры и спорта Брянской области
  •  Каталог статей
    Главная » Статьи » Психология для тренера

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ДЮСШ

    Специфика деятельности тренера в области спорта проявляется в отношении всех компонентов ее психологической структуры. Более всего специфичен блок "условия деятельности" (в таком компоненте ее психологической структуры, как "средства деятельности"). Именно поэтому в названии работы обозначено, что изучается не просто специфика деятельности, а ее психологическая специфика.

    Изучая психологическую специфику деятельности тренеров в области спорта, необходимо отразить особенности педагогической деятельности (в отличие от видов деятельности, не связанных с обучением и воспитанием) и особенности тренерской деятельности (в отличие от другой педагогический деятельности, в частности - учителя физической культуры).

    Самая важная особенность деятельности тренера в области спорта заключается в ее педагогическом характере . Тренер - педагог, поскольку "спортивная деятельность есть частный случай учебной деятельности". Следовательно, в его задачи входит также обучение и воспитание подрастающего поколения. Наряду с этой главной особенностью можно выделить ряд других, которые, характеризуя педагогическую деятельность вообще, характеризуют и деятельность тренера в области спорта.

    Особенности педагогической деятельности.

    1. Педагогическая деятельность отличается высоким уровнем нормативности, социальной ответственности и морального долга. Ее результаты должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления - общественным моральным нормам, а личная миссия, состоящая в формировании личности отдельного учащегося, постоянно требует высокой личной ответственности педагога.

    2. Педагогическая деятельность весьма разнообразна по объекту, предмету, форме и способам выполнения. В частности:

    а) объектами педагогического воздействия являются: учащийся, учебная группа, общественные активы учащихся, их родители, взаимодействующие коллеги, государственные учреждения, общественные и другие организации, участвующие в жизни, обучении, воспитании, досуге учащихся, неформальные лица, группы, объединения, а также сам педагог как субъект и объект своей деятельности и жизни;

    б) предметами педагогического воздействия являются знания и умения учащихся в рамках определенной учебной дисциплины, нравственные, интеллектуальные, их физические и личностные качества;

    в) формами воздействия являются нормативно установленные, плановые, учебные занятия и мероприятия и ситуативные, вынужденные или инициативные занятия, мероприятия и коммуникации, необходимость в которых диктуется текущим моментом, а объем и важность бывают весьма существенными и требующими значительных затрат времени, душевных и физических сил;

    г) способами воздействия, с одной стороны, являются общепринятые методические приемы, техники, технологии, сами по себе составляющие довольно большой "обязательный" профессиональный арсенал, и нестандартные, импровизационные и творческие решения, необходимость в которых возникает постоянно.

    3. Педагогическая деятельность - это "своеобразная метадеятельность" по управлению другой деятельностью . Метадеятельность организуется не только и не столько на основе собственной системообразующей функции, сколько на основе обратной информации от текущей реализации педагогических функций. В педагогике эта специфика теоретически нашла отражение, в частности, в принципе доступности обучения.

    4. Педагогическая деятельность специфична своей экстраполированностью на будущее и расхождением целей субъекта и объекта деятельности в настоящем: учитель знает, что нужно учащемуся, а учащийся еще этого не знает.

    5. Объектом деятельности педагога является человек в его постоянном развитии. Продукты его деятельности "материализуются в психическом" облике его учеников - в их знаниях и умениях и даже в особенностях их личности .

    6. Педагогическая деятельность имеет ярко выраженный творческий характер. Ее невозможно подвести под определенный алгоритм .

    Таковы основные специфические особенности педагогической деятельности, cущественно отличающие ее от других видов профессиональной деятельности.

    Особенности тренерской деятельности.

    1. Важная особенность профессиональной деятельности тренера состоит в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Исследователи отмечают, что в силу специфики спортивной деятельности эта ее особенность предъявляет высокие требования как к профессионализму, так и к личности тренера.

    2. Деятельность тренера характеризуется высокой степенью ответственности за физическое и психологическое благополучие его подопечных. Так, А.Я. Корх отмечает: "... в процессе подготовки спортсменов тренер несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за их воспитание, здоровье и качество спортивных результатов". Это обстоятельство является следствием того, что общение тренера со спортсменами часто становится "ненормируемым", то есть почти постоянным, например на учебно-тренировочных сборах, во время спортивных соревнований на выезде. В связи с этим тренер должен исполнять роль воспитателя и различные другие роли, исполнения которых ожидают от него его подопечные. Так, по мнению Г.И. Савенкова (1979), тренер на разных этапах развития спортсмена выступает в разных ролях: на ранних этапах - в роли опекуна (замещает родителей); на более поздних - в роли наставника; на этапе спорта высших достижений - в роли руководителя.

    3. Относительная неустойчивость системы "тренер-спортсмен". Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию, так как в противном случае спортсмен всегда может уйти к другому тренеру. Отношение спортсменов к тренеру связано с ростом их результатов. В целом успешность воспитания и развития спортсменов зависит от умения тренеров общаться со своими воспитанниками.

    4. Повышенная стрессогенность деятельности тренера, что приводит к значительным нервным перегрузкам и что, в свою очередь, может негативно сказываться на успешности его деятельности. Сюда можно отнести следующие факторы:

    а) деятельность тренера часто проходит в условиях спортивных сборов, либо на выезде, либо в каких-то других нестандартных и непривычных условиях, при минимальном комфорте и отрыве от семьи;

    б) тренеру приходится вступать в контакт с широким кругом людей, которые причастны к обеспечению учебно-тренировочного и соревновательного процесса: с учащимися и их родителями, с представителями администрации, с коллегами, с судьями на соревнованиях, с членами и руководителями других команд, с журналистами;

    в) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы;

    г) деятельность тренера характеризуется высокой степенью "профессионального риска", поскольку всегда существует вероятность "напрасности" многолетней работы вследствие отсева, прекращения занятий или временного отсутствия в связи с травматизмом, личными обстоятельствами спортсменов;

    д) престиж тренера отличается неустойчивостью, и его уровень достигает пика только в момент удачного выступления спортсменов и стремительно падает, когда его преследуют временные неудачи, ведь деятельность тренера обладает высокой конкурентностью, нестабильностью статуса и профессионального положения.

    е) деятельность тренера связана с высоким уровнем эмоционального напряжения, поскольку она носит публичный характер и от нее многое зависит. В процессе соревнования он испытывает такие же переживания, как и спортсмены, но должен сдерживаться или скрывать их;

    ж) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет двигательное действие, особенно в условиях, когда показатели физического состояния уже снижаются, к чему он часто бывает психологически не подготовлен.

    В принципе почти все перечисленные элементы (за редким исключением) составляют специфику почти любой разновидности педагогической деятельности, хотя их выраженность гораздо сильнее, чем, например, у учителя физической культуры.

    Однако деятельность тренера даже по сравнению с деятельностью учителя физической культуры имеет ряд существенных отличий, которые составляют ее профессиональную специфику. Так, В.Н. Прохоров  отмечает, что деятельность тренера при сравнении ее с любой педагогической деятельностью представляется весьма своеобразной. Всякая педагогическая деятельность многообразна и сложна, однако деятельность тренера имеет особенности, которые еще больше ее усложняют. К этим особенностям следует отнести следующие:

    1. У тренера сильнее, чем у учителя физической культуры, выражена его спортивная специализация.

    2. Тренер в большей степени заинтересован в результате своего труда, так как успешность его деятельности более очевидна для посторонних и оценивается, как правило, спортивными результатами его учеников.

    3. Как отмечает А.Д. Ганюшкин, у тренера - неограниченный объем учебно-тренировочной работы, и деятельность тренера носит нерегламентированный характер. Тренер часто работает не только в воскресные, но и в праздничные дни, кроме того, в основном в вечернее время. В.Н. Прохоров  также отмечает, что в среднем тренеры работают гораздо больше, чем это предусмотрено.

    4. Перед тренерами часто встает задача набора в группу. Тренер должен быть хорошим агитатором, для того чтобы заинтересовать ребенка и привлечь его к занятиям спортом, а также убедить в этом его родителей. Тренер находится в постоянном поиске новых способных учеников. Он должен увлечь их занятиями своим видом спорта, чтобы его труд не пропал даром и ученик не ушел из школы.

    5. Тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников.

    6. Постоянная объективизация спортивных результатов в определенной степени не позволяет сконцентрироваться на перспективных целях. Результат нужен как можно быстрее, "здесь и сейчас". Тренер и спортсмен постоянно вынуждены концентрировать свои усилия на текущих целях и целях ближайших этапов подготовки.

    7. Тренеры отвечают за здоровье спортсменов, которые часто вынуждены максимально проявлять свои физические возможности как на соревнованиях, так и на тренировке. Это создает реальную опасность психических и физических перенапряжений. В тренерской деятельности, несмотря на существование установки, направленной на постоянное повышение результатов, важно сохранить сбалансированным здоровье. То есть при стремлении к максимальным достижениям сохранить здоровье спортсмена (Ш.А. Амонашвили называл это противоречие "основой трагедии воспитания").

    8. Тренеры в течение всей профессиональной карьеры сами должны находиться в определенной спортивной форме. Для этого есть три причины: во-первых, спортивный вид тренера является стимулом для привлечения детей в секцию; во-вторых, в некоторых видах спорта тренеру иногда самому приходится выполнять значительную физическую нагрузку; в-третьих, в состав педагогических умений тренера входят умения показать тот или иной элемент при его разучивании, демонстрационные умения, названные А.Е. Певзнером "двигательными".

    9. В процессе деятельности тренеров есть основания для развития внутренних конфликтов:

    а) между очень конкретными и жесткими требованиями к личности и деятельности тренера со стороны руководителей, общественности и реальными возможностями, которые часто не учитываются (требуется результат любой ценой), что не может не невротизировать и в конечном счете снижает уровень успешности педагогической деятельности;

    б) между иногда возникающей необходимостью отчислять из группы детей, которые не выполнили установленных нормативов (прямо - отказать спортсмену в занятиях и косвенно - не уделять ему внимания, не включать в состав команды на соревнования, "держать" в запасных), и пониманием того, что именно этим детям более необходимо физическое развитие и полезнее всего занятия в секции;

    в) между требованиями высоких спортивных результатов со стороны руководителей и ожиданиями занимающихся (особенно их родителей) положительных сдвигов в их воспитании, образовании, а также в оздоровлении.

    Таким образом, профессиональная деятельность тренера обладает чертами как сближающими ее с другими педагогическими специальностями (ее педагогический характер и высокие нагрузки), так и специфическими, которые существенно отличают ее от прочих. Первая группа характеристик деятельности тренера составляет общее, а вторая - особенное в профессиональной деятельности тренера.

    Выделенные здесь специфические особенности профессиональной деятельности тренеров в области спорта необходимо учитывать и можно использовать в исследованиях, посвященных ее психологическим проблемам.

    Категория: Психология для тренера | Добавил: Директор (02.09.2010)
    Просмотров: 5270 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz